Корреспондент издания «Комсомольская правда» Дарья Завгородняя неделю жила без «сладкого яда». По миру катится идеологическая волна. Люди толпами отвергают вредные продукты и переходят на все «экологическое» и «биологическое». И один из отголосков пищевой моды — отказ от сахара. И вообще от сладкого.
Первым безжалостный опыт — две недели без сахара — провел над собой колумнист американского журнала Fast Company Майкл Гротхаус. Он заявил, что стал лучше спать, ощутил прилив сил и интеллекта, а главное — изрядно сбросил вес.
Вот это хорошо: экспериментально похудеть я не против. И поумнеть тоже не мешает. Что ж, долой сахар! Я ведь не фанатик кондитерских изделий. Однако два стакана кофе (а то и три) с сахаром по утрам — это священно. Потом съедаю небольшую конфеточку днем. И все. Ну тортик могу схомячить, если кто предложит. Или шоколадку. Но отказаться от этого — раз плюнуть!
Он захватил холодильник
С утра оказалось, что мне нельзя ничего из запасов в доме. Сахар, подлец, караулил меня по всему холодильнику, по всей кухне! Он притаился в майонезе, кетчупе, булке, горчице, колбасе, малосольной рыбе. Хотя в рыбе-то на кой?.. Какая-то нездоровая сахарофилия вообще охватила продуктовую индустрию. Пришлось плестись в магазин. Будем действовать наверняка: сахару точно нет в сыром мясе и овощах. Обзаведясь полкило брокколи и упаковкой куриных крыл, я обеспечила себе пропитание на сутки.
И на другой день мучительно разболелась голова. И, друзья, я вообще ничего не соображала. Все мои — прежде разнообразные и веселые — мысли свелись к двум глупым и грустным:
— Когда пройдет эта чертова башка?
— Как бы случайно не схряпать сахара!
Проблему с головой разрешила таблетка нурофена (интересно, она намного полезнее сахара?). В следующий раз в магазин я пришла, как в научную библиотеку. Изучив этикетки, утвердилась, что да, ничего кроме мяса, рыбы и овощей нельзя. Консервы, соусы, колбаса — все это отравлено сахарным ядом.
Пожевав еще день шпинат, помидоры и вареное мясо (жареное тоже яд), я решила вникнуть поглубже в этот вопрос — так ли уж здорОво жить совсем без сахара?
Быстрый медленному не товарищ
По сути дела, все сахара делятся на два вида — быстрые и медленные. Быстрые мгновенно поступают из желудка в кровь, вызывая краткую бодрость, а затем упадок сил и новое желание порадовать себя чем-то сладеньким. Сахарный песок — как раз такой беспардонно быстрый.
Дальнейшее мое самообразование прервал звонок в дверь. Соседка пришла одолжить мясорубку.
— Что-то ты, Даш, зеленая сегодня. В ночной клуб вчера ходила? А чего меня не позвала? (Она уже хотела обидеться.)
— Нет, — говорю, — оздоравливаюсь вот неделю… Сахару не ем.
— Кошмар! — И она пригласила меня на ужин, чтобы как-то смягчить страдания. У нее вкуснейшие котлеты. Только, говорю, смотри, сахар убери с моих глаз подальше, а то я за себя не отвечаю.
…И первое, что я увидела в гостях — была бутылка сладкого чая. Забыв про белую смерть, я налила себе стакан и опрокинула залпом.
— Брось каку! — всполошилась соседка. — Тебе сахар нельзя!
Я пришла в ужас от содеянного, будто выпила пробирку с холерной бациллой. Лоб покрылся испариной. Батюшки! Весь эксперимент псу под хвост!
Соседка испугалась — и навалила мне две котлеты с горой картохи. Я съела, оправдав это нервной почвой. Наутро весы показали плюс килограмм…
Не думай о белой обезьяне
Это самое неприятное: тебе все время приходится помнить слово «сахар». На эту паранойю уходят все силы, прочая умственная деятельность блокируется. Вместо того чтобы думать о привычном интересном — например, о проблеме рецепции русской классической литературы в современной журналистике, я, будто маньяк, шарила по интернету в поисках вкусных рецептов, стремясь возместить утраченную сладость… Упомянутый колумнист Майкл Гротхаус, мужчина крепкой нервной конституции, на шестой день воздержания почувствовал легкость и работоспособность. Я же — раздражение и беспамятство.
Ощутив привычное колотье в голове, я уж хотела закинуться таблеткой, открыла рот, но тут думаю: ну что это за оздоровление такое — на колесах-то? Сахарозаменитель нам в помощь. На упаковке говорят: до двенадцати таблеток безвредно. Может, голова примет эту амброзию за настоящий сахар — и ныть перестанет?
Фиг вам. Организм хитер. В ответ на два стакана кофе с ложным сахаром он ответил негативно — как, не буду вдаваться в подробности.
Сегодня у меня пошел уже девятый день без сахара, но с курагой (это сухофрукт, где натуральный фруктовый сахар, который не так вреден). Прибавка в весе составляет у меня килограмм, но я надеюсь быстро от нее избавиться — вот только выпью кофе с сахаром завтра утром. Извините.
Вместо вывода
Нет, мы с этим похудевшим колумнистом совершенно разные люди. Какое там «просветление» и прилив сил! Пока я мучилась без сахара, у меня в квартире скопился ужасный беспорядок, жизнь будто остановилась, потому что я утратила к ней интерес. Таким, как я, нельзя резко от привычек отказываться!
Сахар — да и пес с ним. Можно, например, опираться на эффект плацебо: он действует в 80 процентах случаев. Теперь каждое утро, выпивая кофе с сахаром, я буду думать: это чертовски полезно для моего здоровья! И да будет так. Аминь.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Маргарита КОРОЛЕВА, врач-диетолог:
— Если вы съедаете одну-две ложки сахара в день — вы не отравитесь и не наберете вес. Но если к этим двум ложкам прибавить сладости на десерт и белый хлеб — возникнет риск ожирения и нарушения обменных процессов, диабета второго типа, сердечно-сосудистых заболеваний. Но не надо совсем отказываться от сладкого. Лучшее решение — заменить две ложки бесполезного рафинада на сухофрукты или мед, который содержит витамины, микроэлементы, ферменты.
И просто отказаться от сахара — мало. Позаботьтесь наладить рациональное питание, которое принесет вам и энергетическую сытость, и радость жизни. Ведь удовольствие — это не только сладкое. К сожалению, вкус большинства людей испорчен обилием на прилавках продуктов, содержащих сахар, соль и жир.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
«Это похоже на ломку»
— У чувства сытости есть два маркера: растяжение желудка (набил пузо — насытился) и содержание глюкозы в крови, — объясняет психолог Ирина Гуренкова. — Если ее мало, возникает чувство голода. Самый простой способ утолить глюкозный голод — съесть сладенького. Но глюкозу можно получить не только из сахара, но и другой пищи — например, из фруктов — это более здоровый способ поддержать ее уровень в крови, поэтому физиологически человеку отказаться от сахара нетрудно.
Если дискомфорт продолжается, как у Дарьи, это уже психология. Она принадлежит к людям, у которых на сахаре завязано внутренняя «система вознаграждения». Проснулась — наградила себя сладким кофе, поработала — конфетой. Такие люди привыкли, что удовольствие наступает мгновенно, а не через время, как если бы занимались спортом, например. Сахар крепко включен в цепочку удовольствий, и отказ от него вызывает что-то немного похожее на наркоманскую ломку. Такое часто бывает с людьми, которые с детства привыкли получать конфеты в подарок или в награду за хорошее поведение.