Некоторые женщины уверены: с мужчинами не получится договориться прямо, открыто и честно. Своего можно добиться только скрытыми уловками и «женскими хитростями», одним словом — манипуляциями. Психологи рассказывают, к чему могут привести подобные обходные маневры.
Манипуляция чувством вины
Как это выглядит: надутые губы, нарочитые слезы, обиженные взгляды, игра в молчанку и общая мизансцена из серии «Посмотри, какая я несчастная. Ты это сделал! Ты в этом виноват!»
Почему это плохая идея. Одна юная и неопытная девочка однажды заплакала от обиды. Заметьте: совершенно искренне! В ответ на это ее мальчик изменился в лице, развернулся и со всех ног бросился вон, с чувством хлопнув дверью. «Что за …?» — неэлегантно подумала девочка и от удивления перестала плакать. Спустя полсотни телефонных звонков и эсэмэсок, выяснилось, что при виде женских слез мальчика начинает трясти от ярости, а все потому, что предыдущие двадцать лет своей жизни он наблюдал за тем, как женщины в его семье решали все проблемы театральными слезами и наигранными обидами.
Вот наглядный пример того, как может отреагировать человек на искусственно навязанное ему чувство вины. После многолетней «обработки», даже самые искренние реакции будут восприняты как манипулирование.
Слезы веками были главным оружием женщины вовсе не потому, что добиваться желаемого слезами и истериками легко и приятно, а потому что в патриархальном мире у женщин зачастую не было других аргументов. Открыто выражать свое мнение и говорить о своих желаниях им было не положено по статусу. Но нам с вами в век, когда «космические корабли бороздят просторы Большого театра», уже пора перестать общаться с мужчинами с позиции слабых, зависимых существ.
Манипуляция чувством соперничества
Как это выглядит: «Маринке на 8 Марта подарили миллион алых роз, кольцо с бриллиантом и полцарства впридачу» — и прочие выступления на тему «Посмотри, как другие мужчины заботятся о своих женщинах. А тебе слабо так?»
Почему это плохая идея. Представьте себе ситуацию: через полгода после родов у малыша начали резаться зубы, вы мечтаете о том времени, когда можно будет поспать три часа подряд, а в зеркало стараетесь не смотреться, потому что там показывают отнюдь не конкурс красоты «Мисс Вселенная».
Тут ваш муж приходит с работы и говорит: «Видел вчера Маринку. Она, оказывается, месяц назад родила третьего, а выглядит, как юная девочка». И при этом бросает выразительные взгляды в вашу сторону. Что вы подумаете? «Ах, какой у меня муж молодец! Как тонко и деликатно он указал мне на мои недоработки! Нужно будет с завтрашнего дня вставать на час пораньше, чтобы заниматься спортом. Можно бегать по улице прямо с коляской».
Так, да? Или вы подумаете нечто другое, причем такими словами, которые приличным женщинам и знать не положено? Вот и мужчины тоже не существа с другой планеты.
Манипуляция чувством страха
Как это выглядит: «Если ты немедленно не сделаешь так, как я хочу, то не будет тебе борща с косточкой, свежих носков, супружеского секса и моей любви». Или, может быть, не настолько прямолинейно, но мужчина получает ясный сигнал: «делай так, иначе тебе будет плохо».
Почему это плохая идея. Психолог Ева Финкельштейн рисует вероятный вариант развития событий: сначала, если повезет, мужчина попытается несколько раз выполнить требуемое, но это только подкрепляет уверенность партнерши, что такой способ манипуляции эффективен, и она продолжает давить на партнера.
Дальше мужчина начинает обижаться, злиться и бунтовать. Он может, например, саботировать требования, выдвигать свои условия, манипулировать в ответ. Он отдаляется, становится пассивным и равнодушным. А женщина потом удивляется, почему все мужчины как мужчины, а ей достался безвольный тюфяк, которому наплевать на все, включая детей. И она, бедняжка, должна все тащить на себе.
Манипуляция чувством долга
Как это выглядит: «Настоящий мужчина обязан…», «Если ты меня любишь, то ты должен…» — и всевозможные вариации на эту тему.
Почему это плохая идея. Семейный терапевт Мария Мягченкова говорит о том, что один из самых распространенных страхов в отношениях — боязнь быть отвергнутым. Поэтому бывает так страшно прямо сказать о своих мыслях и желаниях. Проще спрятаться за бесконечными «настоящий мужчина должен» и делать вид, что это не ваше личное желание, а требование высших сил, вековых традиций и духовных скреп.
Если девочке с детства не привили ощущение того, что она имеет право на собственные чувства и желания, то она и партнера найдет соответствующего, для которого язык манипуляций будет понятнее языка прямого выражения чувств. Этот паттерн поведения перейдет по наследству к детям, и так может продолжаться до бесконечности.
Но кто-то должен сломать эту традицию! Давайте, это будем мы! Пусть наши дочери научатся у нас договариваться по-взрослому, открыто выражать свои чувства и не бояться собственных желаний.