Для старушки в то утро все началось с бани. Она чувствовала, что подходит ее время. Зажилась на этом свете, так почему бы все не приготовить заранее.
Бабушка подбросила дров в печь, и затопила баню. Пока они разгорались, надела лыжи, взяла огромный нож и отправилась в лес. Там заготовила лапника, который забрала с собой. Дома подкинула еще немного дров в печь и пошла в сарай.
Ни лошади, ни другой живности у нее уже давно не было. Даже кота отдала на станцию. Старушка зашла в дом, написала записку и положила ее на видное место. Ненадолго задержалась у старой черно-белой фотографии. На снимке была вся ее семья. Сфотографировались незадолго до начала войны. Тогда все ее шесть сыновей еще были вместе.
Четверо так и не вернулись с фронта. Пятый вернулся, да умер через 3 года. Слишком серьезные раны получил. Шестой сын прожил долгую жизнь, у него самого уже вот-вот появятся правнуки.
Долго жила она на этом свете. Видела смерти почти всех своих детей. Были в жизни и плохие моменты, и хорошие. А вот в Бога она не особо верила. Вернее, не доверяла тому, что говорят попы. В их маленьком селе церкви не было, поэтому семья никогда не была набожной.
Смутно чувствовала бабушка, что где-то там, далеко, есть сила, которой все подвластно. Но никогда не боялась она этой силы. Да и зачем бояться того, о чем ничего не знаешь?
Знала старушка, что деревня умрет вместе с ней. Последний раз шла по улице, осматривая пустые дома, вспоминая тех, кто жил в них когда-то. Сейчас-то они стояли заброшенными, сюда даже на лето перестали приезжать люди. Внуки тоже предлагали ей перебраться в город, но она никогда не хотела.
Бабушка дошла до околицы. Еще долго смотрела туда, куда по дороге на фронт уходила вся ее семья. Вспоминала, как каждый день ждала их, да только вернулись лишь двое. Сама она тоже была на войне. Пришла с ранами, медалями и орденами. Гимнастерка так и осталась висеть в шкафу.
Старушка вернулась домой. Начисто вымылась, переоделась в свежую одежду, последний раз взглянула на гимнастерку. Но надевать не стала – к чему, если там, на небе, про нее и так все знают?
Проверила припасы. Их было достаточно – варенье, летние заготовки, картошка, которую она выкопала перед осенью. Еще раз осмотрелась вокруг, проверяя, все ли чисто. Накануне она прибралась, перемыла всю посуду и полы. Положила и дрова в печку, чтобы их можно было сразу зажечь.
Бабушка осталась довольна тем, что видела. Вышла во двор прямо босиком, лапник накидала на дороге, а затем забралась в сани. Еще с весны там стоял заготовленный гроб. Старушка легла в сено, которое в нем постелила, и мирно себе умерла.
В это же время молодая девушка осматривала лес. Говорила, что осталось совсем немного. С трудом рассмотрела среди деревьев очертания первых домов, занесенных снегом. Своему спутнику она показала, куда нужно идти. Вскоре они наткнулись на тонкую тропинку, которую протоптала бабушка.
Молодой человек засомневался. Спросил, точно ли их пустят, будто не доверяя словам спутницы. Но та чувствовала уверенность в том, что говорила. Год назад она встретилась со старушкой в городе, и та рассказала ей о своей деревне. Говорила, что все дома стоят заброшенные, как дачи их никто не использует. Поэтому они могут приходить, и выбирать понравившийся.
Бабушка узнала, что девушке-сироте не предоставили своего жилья, поэтому звала ее к себе. А Кате вот-вот исполнялось 18, и жить ей было негде. Очередь была такой, что ждать ей бы пришлось лет 10, а то и дольше.
Первое время она ночевала в подвалах, подрабатывала тем, что мыла полы в школе и больнице. Но вскоре встретила Илью. Как и девушка, он был сиротой без своего жилья. И вот она уже сама ждала ребенка, поэтому нужно было думать о месте, где они смогли бы найти приют.
Молодые люди добрались до деревушки. Она была маленькой, двери и окна в заброшенных домах никто не заколачивал – просто подперли их, чтобы ветра внутри не было. Катя увидела открытые ворота и разбросанные еловые ветки. Она пошла к дому, который был пуст и прибран. Попросила Илью разжечь огонь, тем более что дрова уже были в печке.
А сама нашла записку и стала читать. Она несколько раз ее перечитывала, и слезы капали прямо на стол. Старушка подписала свое имя, фамилию и даже оставила паспорт рядом. В письме она обращалась к тем, кто найдет ее, с просьбой похоронить на кладбище.
Там она еще весной попросила тракториста выкопать ей могилу – рядом с местом, где лежал ее муж и сыновья. Говорила, что крестов ставить не нужно – в Бога они особо не верили, да и были партийными. А тем, кто найдет дом, отдавала его в полное распоряжение. Записку предлагала считать своеобразным завещанием на переход собственности.
Они недолго повозились с печкой, разбираясь с закрытой задвижкой, но постепенно пришли в себя. Вышли во двор и нашли гроб. Сани покатились достаточно легко, тем более, дорога шла под горку. Старушка почти ничего не весила.
Гроб опустили в готовую могилу, присыпали песчаной почвой. Холм вышел немаленьким, но со временем он осел бы. Катя предложила насыпать еловые ветки сверху, чтобы были вместо цветов. В детдоме им ничего не говорили о похоронах, поэтому они не знали, как все сделать правильно.
Молодые люди вернулись в дом, где нашли припасы. Сварили картошки, открыли соленья и помянули бабушку. Девушка заговорила о том, как много таких же детдомовских ребят сейчас маются без своего жилья. И предложила позвать их в эту деревню. Так они и сделали, отправившись в город на следующий день.
Там они нашли других сирот, оставшихся на улице, и рассказали им про заброшенное село, где скончалась последняя жительница. Вскоре случай придали огласке. Власти даже хотели выселить ребят из домов, которые они самовольно заняли. Но руководство детского дома поддержало и нашло выход к вышестоящим чиновникам. Со временем все успокоились, решив, что раз положенное по закону жилье детдомовским ребятам не могут предоставить, пусть живут, где хотят.
Постепенно село возродилось. Молодые люди очистили огороды от бурьяна, завели скотину и птицу. Им помогли и научили, как вести сельское хозяйство. Со временем заработала даже почта на станции. Многие сироты обзавелись собственными семьями, и даже получали пособия на детей.
Один из заброшенных домов превратился в школу, куда пару раз в неделю приезжает учитель из города. В другие дни родители сами учили детей.
В деревне всем было так хорошо, что никто не хотел возвращаться в город. Со временем стали появляться новые люди, ведь домов здесь хватало. Навели порядок на кладбище. На могиле старушки установили памятник. А ее гимнастерку, найденную в шкафу, оставили. Повесили за стекло в школе, чтобы всегда помнить о прошлом.
Нашлась и работа. Кто-то каждый день отправляется в город, до которого рукой подать. Кто-то завел скотину и выращивает урожай на продажу. А, главное, теперь у каждого из этих осиротевших людей есть собственный дом и крепкая большая семья.
Вот так оборвавшаяся жизнь маленького села возродилась вновь. А что вы думаете по поводу этой истории? Делитесь своим мнением в комментариях!