Девушка Настя испытывала симпатию к Денису. Несмотря на то, что он сам родом из Чукотки, и его семья разводила оленей, сам молодой человек не был похож на каких-то деревенских, необразованных парней. Настя представляла себе Чукч совсем другими. Это, по меньшей мере, должны быть необразованные люди, далекие от таких манер, как были у Дениса.
Оказывается, семья молодого человека хотела, чтобы сын жил по-современному. Они приложили все усилия, чтобы отучить сына. Он приехал в столицу, окончил коммерческий вуз, там же и остался работать, чтобы помогать своей семье. Настя – коренная москвичка, Денис – коренной Чукче. Оба обладают хорошими генами, которые пора бы уже разнообразить. Решили они, посмеявшись. И вскоре после знакомства начали планировать свадьбу.
Молодой девушке нравилось, что ее будущий муж не просто какой-то беспечный парень, который думает только о себе. Он переживал за своих родных, постоянно им помогал. Не забыл свою родину. Значит, на него можно положиться, и он думает о будущем. Он нормальный, современный парень. Получше других, кто привык к жизни в большом городе. Свадьбу готовили сами. За день до знаменательной даты к ним приехали родственники.
Настя была поздним ребенком. Как только девушка начала самостоятельную жизнь, родители купили недалеко от города домик. Имели свой огород. И были там счастливы. Приехали они фактически к себе домой, так как это была их квартира, которая досталась дочери. Но заранее сняли номер в гостинице, как и другие родственники с обеих сторон. Хотели, чтобы первая брачная ночь у молодых была романтичная и незабываемая. Однако мать молодого так не считала. Она приехала с какими-то баулами.
Настя подумала, что это гостиница, которую она привезла к свадьбе. Многие родители, живущие в деревне, привозят детям домашние продукты. А тут семья лениводов. Может, какие-то местные заготовки? Денис вежливо предложил матери одну из комнат. Родители Настя озадачились, но девушка не придала этому значения. Ведь для Дениса это важно. Его родственники живут далеко, возможности приезжать часто не будет. У его мамы тоже должны остаться приятные воспоминания о свадьбе ее старшего сына.
Мама Дениса была не таким современным человеком, как сам парень. На торжестве пришлось невесте краснеть из-за нее. У нее не было манер, вела себя несколько развязно. При этом совсем не чувствуя дискомфорта. Для нее это было привычно. Денис даже ей замечаний не делал. Все равно не перевоспитаешь. «Не хочу сказать, что я в шоке», — делилась с впечатлениями подруга Настя. «Но ты не думаешь, что твой муж тоже станет таким?»
Невеста только смеялась. «Конечно, не станет. Он уже цивилизованный, она достаточно его знает, чтобы утверждать это. Он органично вписывался в городскую жизнь, и никогда у него не было каких-то пещерных привычек. Он даже замечаний им не делает», — продолжала подруга. «Мог бы подготовить к такому событию. Да и сами что ли не видят, что контрастируют со всеми?» Настя не слушала подругу, а ее родители тактично молчали. Даже пытались наладить отношения со сватами.
Те были открытыми людьми, но слишком другими. Свадьба прошла специфично, со своими странностями. Несмотря на это, молодые были счастливы. Пришло время первой брачной ночи. Свекровь, загадочно улыбаясь, пожелала детям счастья и всех благ в их новой семье. А потом закрылась в комнате. Свои вещи она так и не распаковывала. На свадьбу молодым подарила летние национальные костюмы. Было очень мило и очень бесполезно. Но Настя растрогалась от такого подарка. Денис рассказывал, как трудно жить на Чукотке семьям оленеводов по сравнению со столицей.
Денег у них было немного, но они от чистого сердца приготовили подарок. Молодая жена предложила мужу отложить близость на попозже, ведь в соседней комнате спит мама. Денис же настоял, что первая брачная ночь — это святое. Они не могут нарушить традиции его народа. Ладно, ради такого дела и ради любимого мужа можно и сделать приятное дело. Тем более, что свекровь вроде спит, тихо у нее в комнате. Все было хорошо. Они даже не обратили внимания на маленький шум за стенкой. А через некоторое время в их спальню ворвалось нечто. Настя от неожиданности закричала.
Она включила настольную лампу и поняла, что это свекровь. Она была одета в костюм из оленьих шкур. Невестка была в шоке, она растерянно смотрела на мужа. А тот был совершенно спокоен. Девушка была настолько удивлена, что не могла ничего сказать даже тогда, когда свекровь начала обмазывать их с мужем чем-то красным. Денис, видимо, воспринимал это как часть традиции его народа. Он молча наблюдал, даже, кажется, улыбался. Настя смотрела, как свекровь выводит на ее теле знаки. Потом не выдержала. Попыталась соскочить с кровати. Муж ее остановил.
— Ты что, нельзя! — прошептал он. — Ты серьезно? — озадачилась Настя. — Эти знаки символизируют охрану семьи. — успокоил ее Денис. — И это кровь жертвенного оленя. — Кровь? Оленя? Настя округлила глаза, а потом закашлялась. — Жертвенного! — гордо добавил муж. — Чтобы в нашей семье было все хорошо. Он так безобидно улыбался, что девушке пришлось смириться. Если счастье ее семьи обойдется всего лишь какими-то знаками, то она готова потерпеть. Себя только успокаивало, что, когда это все закончится, то она сразу в душ. В итоге этот шок новоиспеченная жена Чукча пережила.
Думала, что на этом обычаи закончились. Но наутро ее ждал следующий сюрприз. Вот тут-то Настя узнала, кому предназначались баулы, которые привезла родня ее мужа. Это был еще один обычай чугодского народа. В следующий день свадьбы родственникам жениха полагалось ехать с подарками в дом родителей невесты. Ничего не подозревающие родители Насти поехали утром из гостиницы домой. И вскоре к ним завалилась свадьба. Не в полном составе, а только молодые и родственники жениха. Мама с папой вопросительно смотрели на Настю, но та тоже была слегка в шоке. Но что она могла сделать?
Только пожала плечами и по-быстрому объяснилась, что такая традиция — родню мужа нужно уважить. И это только один раз. Она уточнила у Дениса больше никаких сюрпризов. «Ты уверена, что больше никаких сюрпризов?» Папа с дергающимся взглядом стоял у ворот, наблюдая, как Чукчи оккупирует их участок. В руках у него была какая-то часть разделанного оленя. «Говорят, оленина вкусная», — успокаивала его дочь. «По крайней мере, это полезный подарок. Наши подаренные костюмы никуда не наденешь». «Чего же никуда?» — ей хидно заметила мама. «А вот в гости к свекрови поедешь, там пригодится». В общем, родителям Насте пришло в срочном порядке как-то выкручиваться из этой ситуации.
Они совсем не были готовы принимать гостей. Родня мужа гостила некоторое время, потом благополучно уехала. Можно было со смехом Насте о своей свадьбе вспоминать. В остальном, муж был обычным мужчиной, их семья ничем не отличалась от других. Почти. Иногда проскакивали какие-то странности. Например, Денис считал, что женщина наравне с мужчиной должна заниматься физическим трудом. Когда они купили новый диван, то вместо того, чтобы позвать на помощь мужчин, он спокойно сказал Насте, что они и сами справятся. То есть жена может таскать на себе тяжелую мебель.
Настя быстро объяснила мужу, что у них так не принято. Но бывает и хуже, как считала девушка. В основном, обо всем мирно договаривались. Как-то муж сообщил, что приедет его друг с женой на пару дней. Настя была не против. Приедут так приедут. Она уже пережила свадьбу, ничего больше не пугает ее. Можно сказать, что девушка была определенно беспечной. Влюбилась, особо не копалась в корнях мужа. Считала, что главное в семье — это любовь. Поэтому даже не догадывалась об обычае обмениваться женами. Но даже если бы и занялась изучением этого вопроса, то не поверила бы, что такие дикие традиции еще сохранились.
С друзьями они хорошо пообщались. И он, и его жена были приятными людьми. А незадолго до отъезда Насте сообщили новость. Денис с другом решили обменяться женами. Муж, улыбаясь, смотрел на нее, как будто только что предложил ей поменять в доме чайный сервиз. Такая мелочь, не стоящая внимания. — Черт, да даже чайный сервиз со мной можно было обсудить! — вырвалась у Насте. Денис растерянно посмотрел на жену. — Вы решили, а меня просто поставили в известность, даже не спросили моего мнения! — возмутилась она. — А что здесь такого? — озадачился друг Дениса. — Да, — поддержал его и Денис, — все так живут у нас. У вас, а мы у нас, — заметила Настя. Это даже за шутку нельзя было принять.
Жена друга на полном серьезе уже чувствовала себя хозяйкой квартиры, ходила, как у себя дома. Ведь мужчины решили не просто обменяться женами, но и со всеми вытекающими последствиями. Настя должна ехать на Чукотку с этим мужчиной, которого она раньше считала милым Чукчей, другом ее мужа. А жена этого друга должна остаться здесь с Денисом. Женщины должны взять на себя все обязанности в доме мужа. А как распределяется физический труд у Чукчей, Настя уже поняла. — То есть вы будете жить в моей квартире? — поинтересовалась Настя. — Она и на работу пойдет за меня, пока я буду там пасти оленей? — в шутку спросила она. — Конечно, если нужно.
С готовностью сообщила чукотская женщина. Москвичка была в шоке. Денис оказался с виду цивилизованным, а внутри так и остался Чукчей с их доисторическими традициями. Конечно, она погнала всех прочь со своей квартиры. Когда осталась одна, вздохнула спокойно. На этом ее браку стоило поставить точку. Она некоторые традиции может принять, но обмен супругами — это слишком. Такого она не могла простить своего мужу. Денис же был в растерянности. Они с другом озадаченно переглядывались. Ничего не могли понять. Почему Настя обиделась? Все ведь решили нормально. Кроме нее никто ничего против не имел.
Мирные уговоры ничего не дали. Настя ни в какую не соглашалась прощать Дениса. И он решил на время вернуться к матери. Настя же точно знала, что будет разводиться. А через некоторое время ей сообщили, что с ее мужем случилось несчастье. Молодая женщина не могла сказать, что она была убита горем. Влюбленность уже давно прошла, а привычки мужа совсем не способствовали пробовать возобновить отношения. Но, конечно, парне жалко. Что ни говори, хороший человек был. Не успела она отойти от этого шока, как к ней приехал брат Дениса. Девушка подумала, что он хотел выразить ей соболезнования. Но оказалось, что она еще не все обычаи чукотского народа знает.
Теперь выяснилось, что у нее появился новый муж. Ведь согласно традициям чукчей, вдову старшего брата должен взять жен и младший брат. «Вам вообще все равно, кого в жены брать?» — разозлилась Настя. «Но твой же муж погиб!» Не понимал, чего злится девушка молодой чукча. «Кто о тебе позаботится?» Перед ней стоял молодой человек в шубе из оленей и искренне ей улыбался. «А на улице мороз. Не на улице же его выгонять. Пришлось оставить дома, пока не решат, что делать дальше». Настя накормила, напоила гостя и объяснила, что о ней не нужно заботиться. Она сама в состоянии обеспечивать себя. И здесь совсем другие условия, чем в тундре. Она не знала, как отделаться от очередного претендента на незаконные мужья.
Парень же не понимал, почему жена его брата отказывается от помощи. А вскоре пришло еще одно известие от родственников мужа. Выяснил, что Денис жив. Ошибка вышла. Мужчина пошел на охоту. Там сорвался с обрыва, но выжил. Серьезно не пострадал. Видать, отвык от сурового севера, пока жил в столице. Его нашли соседние оленеводы. Отходили. А семья мужчины быстро поспешила его похоронить и о жене побеспокоиться. Настя не успевала отходить от очередных новостей. Рада, конечно, была, что Денис жив. Но принимать его назад семью не хотела. Наоборот, просила у него оформить развод.
Но Денис уже обустроился в родных краях. Возвращаться в город не хотел. Кроме того, пока его выхаживали, он познакомился с девушкой Чукчей и женился на ней. Настя была несказанно рада за него. За себя не очень. Ей предстояло развод оформлять. И, кажется, придется это делать через суд. Она еще не успела этим заняться, как муженек объявился, написал ей сообщение. Пригласил ее в гости. Не просто в гости, а в качестве законной жены. Ведь у Чукчей может быть несколько жен. Когда девушка рассказывала своей подруге, то та смеялась. Вот что значит не интересоваться историей семьи будущего мужа. Тут с иностранцами из более развитых стран бывают недоразумения из-за разного воспитания, а тут Чукчи. Для них жены — как рабочая сила.
В гости Денис звал не красотами полюбоваться, а потому что работы там у них много. Нет, он серьезно? Не верила своим глазам Настя, читая сообщения от мужа. Его жена не справляется с оленями и хозяйством, и мне нужно ей помочь. Подруга смеялась рядом, а Настя злилась. «Ты представляешь, я и олени!» Поражалась молодая женщина. «У меня уже был один олень, хватит!» И Настя окончательно поняла, что больше семейных отношений с пока еще мужем не хочет поддерживать. Она вежливо отказалась, написав, что уважает национальные традиции всех народов, но ей все-таки ближе свои традиции. Брата же благополучно проводила обратно. Такой интересный жизненный опыт никогда не забудет.
От мужа остались только небольшие проблемы с расторжением брака. Видать, действительно работы у него много, уехать даже ненадолго от своих оленей не может. Но она быстро уладила все бумажные дела, а с мужем остались друзьями. Продолжали переписываться с Денисом, ведь парень хороший, интересный, просто как муж, слишком отдаленный от местных обычаев. А вскоре он прислал ей фото чукотских малышей. Девушка была рада, что у них там все хорошо. Все-таки в своих краях ему комфортнее. Сам в переписке признавался, что в городе чувствует себя не в своей тарелке.