Мать предложила сыну выбираться из дома почаще, может быть даже съездить на рыбалку с отцом, вместо того чтобы проводить все дни дома. Сын возразил не соглашаясь, и пояснил что он просто бездельничает, вспоминая что недавно даже помыл окна. Мать отметила что заметила его усилия! И хотя она хотела тоже поучаствовать в уборке, сын уже справился сам. Это обрадовало её, но она всё же подчеркнула, что нахождение в изоляции в четырех стенах крайне не полезно, особенно учитывая его сорокапятилетний возраст. Вставляя продукты в холодильник, она намекнула на внуков, отметив что хотя его сестра уже имеет детей, она желает внуков именно от него!
Сын, повторяя слова матери о своем возрасте, озвучил их с грустью. Мать взглянула на сына, и ненадолго отвлекаясь спросила о посещении могилы его умершей жены. Сын ответил, что был там вчера, на что мать напомнила о беглости времени, и о том что уже прошло пять лет с момента ухода Лены. Она указала сыну на появившиеся седые волосы на его голове, символизирующие течение времени.
Сын попросил её больше не возвращаться к этому печальному вопросу! Мать добавила, что её цель только благо сына, и предложила помочь перебрать вещи покойной жены, чтобы освободить пространство. При этом искренне считая, что это поможет ему двигаться дальше. Сын затруднился, признав что не может заставить себя это сделать! На что мать предложила свою помощь на выходных, предложив отдать хорошие вещи, и избавиться от ненужного хлама. Сын согласился с её планом, и мать почувствовала некоторое облегчение. По завершении разговора, на пороге Артём обнял мать, провожая её из дома.
За последние пять лет после утраты жены, сын стал значительно худее, и в его волосах появились первые седые пряди. Теперь перед матерью стоял высокий худой юноша, который больше походил на неуклюжего подростка с лицом взрослого мужчины, нежели на зрелого мужчину. Мать была частым гостем в доме сына, принося с собой разные домашние заготовки и угощения, искала способы поддержать и защитить его. Уход жены настолько сильно его изменил, что из бодрого и полного жизненной энергии мужчины, он превратился в теневое отражение себя прежнего.
Артём без раздумий вынес свой старый гардероб к мусорным бакам, так как одежда на нем висела слишком свободно, и уже казалась неуместной. Однако решиться перебрать вещи жены у него так и не хватило сил! Часть одежды взяла его сестра, но из-за ее роста и форм выбор был ограничен. Когда наступила суббота, мать пришла чтобы выполнить обещанное, и заняться вещами жены. Она открыла шкаф, и приступив к наведению порядка на мгновение остановилась, размышляя с чего же начать. Потом обратила внимание на сына, который смотрел на нее с потерянным и подавленным видом.
Почувствовав бьющееся от волнения сердце, мать собрала несколько предметов одежды, и попросила сына вынести их к мусорному баку. И предложила заодно забежать в магазин за молоком для блинчиков. Испытывая внутреннее смятение, Артем вышел на улицу. На улице, заполненной прохладным осенним воздухом, он достал сигареты. Но вместо того чтобы прикурить, засунул пачку обратно в карман. Около мусорных баков он действовал согласно указаниям матери, и только после этого направился в магазин.
По дороге обратно Артём вдруг заметил женщину, которая проходила мимо, и на которой была кофта выглядевшая крайне знакомо. На минуту замер, следя за тем как она остановилась прямо у мусорных баков. Она вдруг вытащила из пакета ту самую кофту, которую давным давно в прошлом починила его жена, вышив маки на месте зацепки. Женщина на мгновение замерла, посмотрела вокруг, словно опасаясь быть пойманной на чем-то постыдном, и отошла от бака в сторону.
После возвращения домой Артём обнаружил, что мать уже всё упаковала. Она взяла у него молоко, улыбаясь и говоря что договорилась с другой женщиной забрать некоторые другие вещи. Всё остальное планировали отправить в деревню, в надежде что может там они кому нибудь пригодятся. Прошла неделя, но собранные пакеты всё еще стояли в коридоре, будто не желающие покидать квартиру. Артём взял сигареты и вышел наружу. Он всегда курил на улице, так как его жена не переносила запаха табака.
Около подъезда было необычно тихо. Неожиданно его взгляд упал на проходящую мимо женщину в знакомой кофте. Женщина притормозила у мусорных баков, и ее хрупкий силуэт напомнил ему о жене, хотя волосы у нее были другие. Артём невольно продолжал наблюдать за ней, пока та не обошла бак и не скрылась из виду.
— Здравствуйте, — поздоровался он и перегородил ей путь.
— Здравствуйте, — ответила женщина и отвела взгляд.
— У меня вещи есть хорошие, заберите пожалуйста.
Лицо женщины тут же вспыхнуло красным, она хотела обойти мужчину, но он не дал.
— Вы видели меня у помойки?
— На вас кофта моей жены, — спокойно ответил Артём.
Женщина стояла и не поднимала головы, всё ещё не зная как ей поступить.
— Квартира пятьдесят три, можете прийти с кем нибудь если боитесь.
Тут же стало заметно, что женщина растерялась ещё больше, но сразу ответила.
— Я вас не боюсь!
— Вот и отлично! — больше Артём ни о чём не стал спрашивать, а развернулся и пошёл к подъезду. Женщина отправилась за ним.
На пороге квартиры она встала, не зная что ей делать.
— Вы рядом живёте? — поинтересовался Артём, раздумывая как ему отдать ей все вещи.
— Да тут в соседнем доме.
Артём взял один большой мешок и закинул на плечо, второй меньше подмышку. Идёмте вместе, сходим два раза. Вы не волнуйтесь, я всё перенесу.
Женщина схватила небольшой пакет, и отправилась за Артёмом.
— Меня зовут Марина, — улыбнулась она и открыла дверь подъезда.
— А меня Артём, — ответил он.
В коридоре квартиры, куда привела его Марина, было темно.
— Тут лампочки нет, давно уже перегорела, — извинилась она и прошла к дальней комнате. — Я снимаю это жилье.
Артём растерялся, поставить мешки было некуда. Крохотная комната со старыми пёстрыми обоями. Раскладной диван у стены, письменный стол советских времён и один стул. В дальнем углу двустворчатый шкаф.
— Сюда поставьте, — Марина указала на место у стенки.
Артём заметил детские вещи, и перед выходом из комнаты спросил:
— У вас есть дети?
— У меня есть дочка! Устроила её в детский сад, а сама там мою полы.
— Мы неделю назад сюда переехали. На прошлой квартире нас обокрали, пришлось съехать. Вот добрые люди пустили без предоплаты, тоже женщина с ребёнком.
— Мне всё понятно, — Артём посмотрел в её серые грустные глаза, и сам загрустил.
Когда стали забирать мешки и пакеты во второй раз, Марина сказала.
— Спасибо скажите и жене, вы мне очень помогли!
— Жены не стало пять лет назад, долго болела она! — спокойно ответил мужчина.
В этом тяжелом признании Артёма сквозило сдерживаемое горе. Такое внезапное откровение заставило Марину замолчать, ощущая тонкую грань их внезапного сближения, замешанного на чужой беде и собственных трудностях.
- Простите, я не знала! — прошептала она, с трудом подбирая слова и чувствуя, как в её груди накапливается чужая боль.
- Не волнуйтесь пожалуйста! — мягко пробормотал Артём. — Главное что вы теперь в безопасности, и у вашей дочери будут нормальные вещи.
Простота и искренность этих слов, лишали Марину малейшей возможности выразить всю полноту своей благодарности. Она лишь кивнула, тяжело проглотив ком в горле. Помощь оказанная Артёмом, была для неё нечто большим, чем просто дар вещей. Она стала своего рода спасением, лучиком света в темноте их нелёгкой повседневности.
Они перенесли оставшиеся мешки и пакеты, и каждый шаг казался Марине легче! Благодаря не только поддержке Артёма, но и осознанию того что в этом мире ещё остались люди, готовые протянуть руку помощи даже незнакомцу.
Когда они закончили, Марина стояла в дверях и в её глазах были слёзы, но она улыбалась.
- Вы очень хороший человек! — сказала она, словно в этих словах была вся возможная благодарность, которую она могла выразить.
Артём кивнул, чувствуя как в его сердце откликнулось её признание. Он понимал, что теплое чувство которое он сейчас испытывал, было не только оттого, что смог помочь бедной женщине, но и оттого что встретил человека, который нуждался в этой помощи не меньше, чем он сам в своё время.
- Не за что, — произнёс он напоследок. — Все мы иногда нуждаемся в поддержке! Если что, я всегда в пятьдесят третьей квартире.
Он махнул рукой и направился обратно к своей квартире. По дороге думая о том, что иногда утраченное возвращается к нам обратно самыми неожиданными путями. Марина же закрыла за ним дверь, осталась стоять в коридоре несколько мгновений, прежде чем вернуться к своей новой жизни. И с новой искоркой надежды, благодаря встрече с человеком по имени Артём.
На следующий день в обед к Артёму пришла мама. Она долго ходила по коридору, отчитывая сына.
— Мог бы и позвонить, предупредить что вещей нет. Вот как я людям в глаза смотреть буду теперь!
— Позвони им, и просто скажи что вещей нет. Они загораживали мне проход целую неделю, я их и выбросил, — соврал Артём.
— Вот зачем ты так? Там были ещё вполне хорошие вещи! Ну да ладно, я не сержусь! Если хочешь, приготовлю что нибудь вкусное! — предложила мать, сменив тон на ласковый.
— Нет спасибо, — и Артём посмотрел на часы. — Мам, я скоро ухожу!
Мать согласилась, ей пора было уходить. Она долго стояла в пороге, рассказывая последние новости, и когда открыла дверь чтобы уйти, перед ней возникла женщина. У неё в руках был противень, заботливо завёрнутый в полотенце.
— Здравствуйте, – поздоровалась Марина.
— Здравствуйте, — ответила мать и посмотрела на Артёма.
Тот в свою очередь посмотрел на мать, потом на Марину.
— Я принесла пирог, чтобы угостить вас.
Мать вновь посмотрела на сына, и решила что уходить ей ещё рано.
За кухонным столом почти десять минут висела тишина.
— А где вы с Артёмом познакомились? — сразу спросила мать, обращаясь к женщине.
— Около подъезда, напротив помойки! — ответил Артём сам, а потом добавил. — У Марины есть дочь и их обокрали, поэтому они будут жить у меня. Сегодня же переезжают!
Марина и мать одновременно раскрыли рты, услышав такую новость. Впрочем, для Артёма то что он только что сказал, — тоже было не совсем продуманным шагом.
— Жена с помойки? — переспросила мать.
— Да с помойки! — ответил Артём.
Марина вздрогнула от неожиданности, а мать Артёма распахнула глаза в изумлении.
- Как такое возможно? — воскликнула она. — Артём, ты же никогда не делал ничего подобного. Ты уверен в своих действиях?
- Мама, я абсолютно уверен! Я подумал, что могу помочь. У нас достаточно места, и Марина с дочкой безопаснее будут жить здесь, пока не уладят свои проблемы. — Его голос звучал твёрдо и решительно.
Марина с трудом нашла слова. — Мы очень благодарны! Но мы непременно найдём другое место как можно быстрее. Я не хочу доставлять вам неудобства.
Мать Артёма вздохнула, посмотрев на сына. Она всегда знала его как замкнутого и самостоятельного, и этот внезапный порыв к гостеприимству удивил её.
- Ну если Артём решил, — сдалась она. — Только подумайте сначала хорошенько оба. Это большое обязательство!
Артём подтвердил своё намерение кивком, и Марина несмотря на своё замешательство, чувствовала что этот необычный шаг хоть на некоторое время принесёт перемену в их жизни.
- Я поставлю пирог, — сказала Марина, отставив в сторону замешательство и неловкость.
Каждый из них был погружён в собственные мысли, но все ощущали некую неопределённость и волнение от предстоящих изменений. Однако в глубине души они также чувствовали, что встреча эта не случайна.
После некоторой паузы Артем спросил: «Мама, а не пора ли тебе домой?»
«Конечно сынок,» — быстро согласилась она, надеясь что в коридоре удастся разведать больше информации. Но Артем продолжал упорно молчать.
«Мама, этой женщине нужна помощь, я просто хочу помочь!» — объяснил он ещё раз.
«Хорошо, сынок. Важно лишь то, чтобы она была хорошим человеком,» — сказала мать, прежде чем уйти.
Марина решила, что пора и ей отправляться домой, и встала с места.
«Надеюсь, с переездом ты шутишь?» — спросила она.
«А почему бы и нет!» — ответил он с улыбкой.
«Мать давит на тебя, чтобы ты снова женился! И это очень даже заметно!» — угадала Марина.
«Ты права, но я хотел помочь именно тебе!» — признался Артем.
«Спасибо большое, я справлюсь сама,» — отрезала Марина, уходя и благодаря Артема за всё.
На следующей неделе Артем чувствовал себя не в своей тарелке, винуя себя за произошедшее. Он решил попросить прощения. В магазине цветов выбрал красивый букет, затем зашел в супермаркет за сладостями и фруктами. Стоя у двери Марины, он колебался, не зная как начать разговор.
«Она ушла, съехала сегодня!» — услышал он голос за своей спиной, когда уже собирался уходить.
Женщина пятидесяти лет открыла дверь, и предложила зайти внутрь.
«Вы ее выгнали?» — удивленно спросил Артем.
«Да она просто не платила за жилье, да ещё и ухажеры ее беспокоили слишком часто,» — объяснила она.
«Простите, вы наверное всё спутали, я к Марине!» — сказал Артем, пытаясь разобраться в ситуации.
«Ах Марина. Да проходи, она сейчас из магазина вернется,» — сказала женщина, впуская его внутрь комнаты.
В коридоре было темно, и Артем спросил, есть ли у нее табуретка. Женщина молча принесла ему табуретку из кухни.
«Я принес лампочку заменить,» — сказал Артем, открывая коробку и встав на табуретку.
«Во дела, у меня мужчина в доме лампочку меняет,» — удивилась хозяйка, предлагая ему чай.
Артем согласился, и они оба отправились на кухню, где он поставил на стол свои покупки.
Женщина открыла окно и окликнула: «Девочки домой! Пора пить чай!»
Спустя мгновение дверь распахнулась, и на кухню ворвались две девочки, одна из которых была младшей дочерью хозяйки.
«Пожалуйста наслаждайтесь,» — Артём предложил сладости, и вытащил их из пакета.
Девочки быстро схватили угощение со стола и помчались прочь.
«А где ваше спасибо?» — окликнула их женщина.
«Спасибо дяденька!» — в унисон крикнули дети издалека.
«Скажите, сколько Марина задолжала за комнату?» — спросил Артём.
«Тебе зачем это нужно?» — с недоверием поинтересовалась женщина.
«Я хочу погасить её долг!»
«Ты не из налоговой случайно?»
«Да нет конечно!» — с улыбкой отозвался Артём.
«Всего пять тысяч. Я знаю что у неё проблемы с деньгами, да и дочь на руках.»
«Вот держите,» — Артём положил на стол купюру.
«Марина тебе нравится?»
Артём пожал плечами.
«Я её почти не знаю, но сказал при матери, что она переедет ко мне, и теперь мне стыдно за свои слова.»
«И что же ты такое натворил, что готов за неё платить?»
«Я утверждал, что мы познакомились у помойки, и что она теперь будет со мной жить.»
Женщина расхохоталась во все горло.
«Ты ужасен! Так сразу и в любовники к ней.»
«Марина хороший человек, она бы стала и отличной супругой. Её бывший муж её избивал, поэтому она и сбежала. Теперь уже год как бродит одна. Если ты серьёзно не настроен, лучше забери деньги назад. Ей нужно ещё время, чтобы прийти в себя после старых отношений!»
Артём кивнул в знак согласия.
«Я понимаю. Моя жена умерла пять лет назад, и до сих пор я не был готов к новым отношениям, не обращал внимание на женщин. Но с Мариной иначе!»
«Ах вот как! Тогда действуй, я не против!»
Марина вскоре вернулась из магазина.
«Галина Сергеевна, девочки дома? Я купила им сок.»
«Они на улице, Мариночка. Заходи, у тебя здесь гости. А я пойду с девчонками подышу воздухом.»
Марина в нерешительности вошла на кухню.
«Артём?» — выдохнула она.
«Привет, это для тебя,» — сказал он, протягивая цветы.
«Они прекрасны, большое спасибо!»
«Я хотел извиниться за последнюю встречу.»
«Я прощаю,» — улыбнулась Марина.
«Отлично. Также я принёс сладкое.» — Артём неловко указал на стол.
«Садись давай, я сейчас заварю чай.»
Марина вернулась в синем платье, которое идеально подчеркивало её фигуру. Она налила воду в вазу и поместила туда цветы.
«Они прекрасно пахнут,» — заметила она.
Артем согласился и добавил. «Я хотел бы пригласить тебя завтра на свидание.»
«На настоящее свидание?» — не скрывая удивления, спросила Марина.
«Да на самое настоящее!» — подтвердил мужчина.
«Тогда давай встретимся завтра в восемь, возле знакомой нам помойки.»
Артём посмотрел на неё с неким недоумением.
«Мне там удобнее, сразу после работы.»
Артём лишь улыбнулся в ответ.
«Хорошо, я буду только рад! Завтра в восемь у помойки!»