Рада упала на колени, пошатнувшись от рывка. Мавлюда кинулась к дочери, пытаясь поднять, но Роман отодвинул жену. «Не мешай, Мавлюда, пусть идет, коли такая умная. И не смей возвращаться», – он глядел на Раду с яростью. В этот момент вышел Эмир, наблюдая за сценой с нескрываемым расстройством. Он понимал, что Рада в чем-то права, но слишком крепко сидели в нем законы табора.
«Сестренка, тебе правда лучше уйти?» – спросил он. Рада встала, оправив юбку, лицо ее горело слезами и стыдом. Младшие братья и сестры выглянули из-за угла, перешептываясь, и она почувствовала, что все уже предрешено. Либо она останется здесь, похоронив свои мечты, либо уйдет в неизвестность голыми руками. В груди скрутила боль, но решение пришло быстро. Она обвела взглядом двор, в котором прошло ее детство, подошла к матери и тихо обняла ее.
«Прости меня, мама», – прошептала Рада.
«Дочка, ты же пропадешь», – Мавлюда прижала ее к себе. «Возвращайся, если что».
«Уходи», – злобно повторил Роман и отбросил пустой конверт в сторону, забрав себе все деньги. «Проваливай».
Никаких вещей у нее не осталось, только тетрадки и документы о поступлении в колледж. Первые часы она провела в растерянности, перебиваясь случайной мелочью, что нашла в кармане, пока не добралась до колледжа. Душа горела от унижения и обиды, но вместе с тем мелькала искра надежды. Она свободна и не позволит больше никому решать за нее.
Рада брела по узким улочкам большого города, промокшая до нитки. Шум машин и яркие вывески магазинов пестрели перед глазами, но на душе у нее была пустота. Она думала о том, где бы переждать ночь, когда заметила знакомое здание колледжа. Когда-то она с радостью пошла туда учиться, на зло судьбе, мечтая стать медсестрой и приносить реальную пользу людям.
Она решительно переступила порог вахты, надеясь переночевать прямо на полу в раздевалке, однако вахтерша строго посмотрела. «Девушка, вам чего? Уже поздно, занятия закончились».
«Простите, – Рада кивнула. – Я тут учусь. Можно я немного пережду непогоду? Я очень устала».
Сзади в холл вошла стройная белокурая студентка, Света, одногруппница Рады. Она узнала подругу и всплеснула руками. «Рада, что с тобой произошло? Почему вся мокрая? Заходи ко мне в комнату. У нас в общежитии есть свободный угол. Не переживай, моя соседка уехала домой, так что место найдется».
Они поднялись на второй этаж в старенькое, но уютное общежитие. Света усадила Раду на стул, бросилась к шкафу за сухой одеждой. «Рассказывай, что случилось?» – требовала она, усадив гостью поближе к обогревателю.
«Отец выгнал меня из дома, – горько усмехнулась Рада. – Забрал все деньги. Хотела сама уйти, но в итоге осталась без гроша».
«Ох, черт!» – Света присела рядом, нахмурила брови. «Погоди, давай я позвоню маме. Она всегда жалеет тех, кто в беде. Может, найдем тебе какую-нибудь подработку».
Рада облегченно выдохнула. «Я могу работать где угодно. Не хочу возвращаться в табор, не хочу снова попрошайничать». Света набрала номер. Минуту говорила с мамой, потом улыбнулась Раде. «Мама говорит, что как раз ищет уборщицу. Но там один момент. Это морг. Если не боишься мертвецов, можешь пойти».
Рада почувствовала, как внутри похолодело, но все равно была готова на все. «Пусть морг. Я не боюсь смерти. Страшнее жить во лжи».
На следующий вечер они вместе направились в больницу. Огромное старое здание на окраине города казалось мрачным. Морг встретил Раду слабым мигающим светом у входа. Коридор казался бесконечным, и от каждого шороха у нее пробегали мурашки. Девушка крепче жала швабру, которую ей выдали на вахте. Вскоре показался высокий мужчина в синем халате, Олег, патологоанатом. Увидев Раду, он широко улыбнулся. «Ты, наверное, новенькая? Не волнуйся, мы тут дружелюбны. Ну, кроме Антона, разве что».
Рада слабо улыбнулась. «Приятно познакомиться, я Рада. Меня взяли уборщицей. Но я еще учусь в медколледже, так что, надеюсь, этот опыт мне пригодится».
«О, это прекрасно!» – Олег добродушно усмехнулся.
Сзади мелькнула фигура Антона – низковатого парня с бледным лицом. Он холодно посмотрел на Раду, задержав взгляд на ее яркой косынке. «Здесь девушка не нужна, снаружи хватает вакансий», – буркнул он.
«Я просто хочу работать. Деньги нужны, учебу оплачивать», – спокойно ответила Рада.
«И что, не сбежишь после первого же трупа?» – саркастически приподнял бровь Антон.
«Не сбегу», – твердо сказала она.