В последнее время в интернете появляется все больше постов от наших счастливых экс-соотечественников, перебравшихся жить в Америку.
Параллельно в самих Штатах, кроме выборов, регулярно горячо обсуждают запредельную стоимость лекарств и медицины в стране. Obamacare провалилась, и медицинское лобби получило возможность сохранить прежние правила игры.
Как выглядят эти правила?
Вот, например, признания Джима Макичука, русского, который недавно перебрался в Лос-Анджелес.
Так, например, 5-граммовый тюбик противогерпесного крема «Зовиракс» обошелся ему в…$34.65. И то только потому, что покупал он его в Канаде. В «городе ангелов» этот же тюбик стоит $95. И это при том, что Макичук пользуется отличной страховкой: для страховой компании этот тюбик стоит $2532,8.
Точно такой же 5-граммовый тюбик Ацикловира в России или Украине стоит $1, и продается без всяких рецептов. А в США вы Зовиракс/Ацикловир без рецепта врача (которому надо заплатить за прием, или иметь страховку) просто не купите.
Сколько стоит сама страховка?
Для американцев с нулевым доходом — $250-400 в месяц ((можете проверить на www.healthcare.gov). И это при том, что такая страховка включает в себя $6000 deductible. Что это значит? Что первые $6000-$3000 ваших медицинских затрат не покрываются страховкой вообще, и вам придется их заплатить из своего кармана в любом случае. И только потом начнет работать страховка.
А недавно вся Америка обсуждала другую наболевшую историю.
Глава нью-йоркской фармацевтической компании Turing Мартин Шкрели стал звездой после того, как в августе 2015 года за 50 миллионов долларов выкупил патент на производство лекарства, применяемого для лечения ВИЧ-инфицированных больных, а уже в сентябре поднял стоимость одной таблетки с $13,5 до $750. Т.е. больше чем в 50 раз!
Теперь даже те, кто далек от проблем ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, а также слыхом не слыхивал про Daraprim (пириметамин), волей-неволей узнают про это лекарство и его нового производителя. Итак, средство используется для лечения токсоплазмоза — паразитарного заболевания, которое часто сопровождает ослабленный иммунитет, — то есть наиболее часто встречается у ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом.
Данным группам пациентов, как правило, требуется длительный курс лечения Daraprim.
Как подсчитали эксперты из Американского общества специалистов по инфекционным болезням (Infectious Diseases Society of America), при новых ценах на препарат годичный курс приема лекарства обойдется в 634 000 долларов. При этом стоимость лечения данным лекарством не покрывается медицинской страховкой.
Большинство освещавших тему англоязычных изданий сошлось во мнении, что в эти дни Шкрели стал самым ненавидимым человеком страны. СМИ также подчеркивают, что случай с Daraprim не уникален: игроки фармацевтического рынка часто удивляют ценообразованием именно в отношении жизненно важных лекарств.
А вот немного о стоимости услуг стоматолога.
- Осмотр ротовой полости и рентген некоторых зубов — 75 долларов.
- Удаление зуба — 120 долларов.
- Установка коронки и лечение зуба — около 2000 долларов.
Вот реальная история:
«Разболелся зуб, который лечил еще в России. Позвонил в клинику и записался на прием на следующий день. Вся процедура по лечению зуба заняла примерно час. Встаю, выхожу в приемную, там мне распечатывают счет за работу. Читаю: терапия зубного канала 785 долларов, амальгамирование 164 доллара, рентген 26 долларов, поверхностный осмотр полости рта 70 долларов. Всего 1045 долларов. Больше всего меня поразил «поверхностный осмотр полости рта» за 70 долларов».
А вот в Европе не так.
В США, где цены на лекарства устанавливаются в результате конкуренции, имеет более высокие цены на лекарства, чем в странах, где правительства прямо и косвенно контролирует цены на лекарства. Что и делает американский рынок самым прибыльным для фармацевтических компаний, а американцы фактически субсидируют выход крупных компаний на международные рынки.
В последнее время цены еще выросли, хотя в Европе ограничивают затраты на лекарства и даже снизили цены. Европейские правительства являются основными покупателями лекарств, что позволяет заключать выгодные сделки с фармацевтическими компаниями.
Американским компаниям разрешено продавать напрямую покупателям, что повышает их расходы на маркетинг, которые в конечно итоге перекладываются на потребителей. В Европе это запрещено.
Цены на основные препараты за период с 2008 по 2014 выросли на 127%, в то время как в Европе в связи с экономическим кризисом были сокращены расходы на медицинские препараты.
Новые препараты, которые предназначены для таких распространенных заболеваний как диабет, могут обходиться пациентам более чем в $300 в месяц.