«С тех пор, как я себя помню, я плакал над определенными сценами некоторых фильмов», — пишет контрибьютор Elite Daily Джон Хелтиуонгер.
Когда на экране мощные, острые или эмоциональные моменты, я не могу сдерживаться — ни дома, ни в кинотеатре.
Но я не испытываю стыда по этому поводу. Ни перед семьей, ни перед друзьями, ни перед незнакомыми мне людьми.
В конце концов, кто может винить кого-то в гиперчувствительности, если вам показывают, как Муфаса из «Короля Льва» умирает?
Если вы никогда не можете выдавить из себя скупую слезу, то у меня вопрос: вы человек или робот?
Исследования показывают, что около 92 процентов всех людей хотя бы однажды плакали, когда смотрели кино. Так что я не один, кто может разрыдаться посреди кинозала.
Но хотя мы все такие умные, начитанные, образованные, многие все равно верят, что слезы — признак слабости. Особенно сильно этот стереотип распространен в отношении мужчин. Ну, вы знаете это и без меня: «Мужчины не плачут». Короче если вы не стоик, хотя бы на публике, то люди сочтут ваше поведение неприемлемым.
Но вне зависимости от контекста, никто из нас никогда не должен скрывать свои слезы. В этом нет ничего постыдного или неловкого. В конечном счете, именно такие эмоции делают нас человеком.
Гордитесь своими слезами, тем более, что ученые давно знают: это признак не слабости, а чуткости, общительности и щедрости.
Эмпатия является жизненно важной составляющей эмоционального интеллекта — а это уже характерная особенность едва ли не всех великих политических лидеров и бизнесменов.
Другими словами, если вы иногда плачете во время просмотров кинофильмов, то, скорее всего, вы — классный, эмоциональный, сильный человек, который знает, в чем разница между слабостью и состраданием.
Сочувствие делает нас лучшими, более сильными людьми.
Исследования показывают, что эмоциональное сопереживание героям литературных романов и киноэпопей в значительной степени развивает ваш навык эмпатии.
А еще это развивает мозг, помогает ему лучше оперировать абстрактными категориями. По-настоящему интересная фантастическая история позволяет вам влезть в шкуру другого персонажа и представить себе другую реальность, в которой обстановка гораздо более трудна, чем в нашей жизни.
В свою очередь, когда мы смотрим такое кино и плачем над ним, то становимся более открытыми и сострадательными в реальной жизни. И это помогает нам в коммуникациях с другими людьми.
Вот вам цитата на этот счет самого крутого кинокритика в мире Роберта Эберта:
«Мы живем в коробке пространства и времени. Фильмы — это окна, позволяющие заглянуть за пределы ментальных «стен».
Они позволяют нам заглянуть в разум других людей. Мы идентифицируем себя с персонажами на экране, и это помогает нам лучше понимать мир».
Эти выводы подтверждают и данные о биохимии мозга. Фильмы созданы для того, чтобы воздействовать на нас на эмоциональном уровне, и часто они достигают успеха.
Когда мы с детства потребляем эмоционально насыщенный контент, в мозгу высвобождается окситоцин — мощный гормон, нейротрансмиттер, который позволяет нам глубже чувствовать связь с другими людьми, выражать эмпатию, любовь, доверие, делать бескорыстные поступки.
Пол Зак, нейроэкономист из Высшей школы Клермонта, является всемирно известным экспертом по окситоцину. Он называет его «молекулой моральности».
Его аспиранты провели любопытный эксперимент. Они разделили несколько десятков респондентов на две группы. Одной показывали, как мужчина по имени Бен обсуждает со своим маленьким сыном свою последнюю стадию рака. Другая группа смотрела, как Бен и его чадо посещают зоопарк.
Нетрудно догадаться, что эмоциональная реакция первых была значительно более сильной.
Но молодые ученые пошли дальше и взяли образцы крови респондентов. Они увидели, что у первой, «раковой» группы, уровень окситоцина после просмотра ролика вырастал на 47%. И все они (находясь под воздействием этого естественного наркотика, разумеется), говорили, что теперь пересмотрят свою жизнь и станут добрее относиться к членам своей семьи.
А потом всех участников эксперимента просили поделить между собой «гонорар» за участие в нем. Оказалось, что люди из первой группы были щедрее в отношении незнакомцев и чаще отдавали деньги на благотворительность, чем участники второй группы.
Все это говорит о том, что в тот момент, когда вы плачете над эмоциональным фильмом, окситоцин действительно заставляет вас быть добрее и внимательнее к близким.
Зак объясняет:
«Окситоцин делает нас более чувствительными к социальным сигналам вокруг. В моменты, когда его уровень выше обычного, вы более склонны помогать другим.
Так что смело ходите в кино, чтобы не только посмеяться, но и поплакать. Это хорошо для вашего мозга. Такие фильмы помогают вам изменить свою жизнь и жизнь своих близких в лучшую сторону».
Высокочувствительные люди часто воспринимаются как слабаки, не способные справиться с суровой реальностью окружающего мира.
Однако, выясняется, что сильные эмоции, напротив, — большой источник силы, который действительно делает людей лучше.
Почему нам всем нужно чаще плакать — и от боли, и от счастья.
Слезы — красивое проявление широкого спектра ваших эмоций. Мы плачем и в те моменты, когда страдаем, и тогда, когда не можем поверить своему счастью.
Мы не были созданы для того, чтобы пренебрегать своими эмоциями и держать свои чувства под контролем.
На самом деле, часто плакать — хорошо для вас. Слезы действительно обладают очищающим эффектом: они снижают стресс и повышают настроение.
Если вы сдерживаете слезы, то наносите большой вред себе, лишь усиливая симптомы депрессии. В конечном итоге такая привычка может разрушить ваше здоровье и заставить умереть на несколько лет раньше, чем можно было.
А еще слезы — это тоже доказано — помогают нам сохранить свое зрение. Чаще смазывайте глазные яблоки.
В общем, Виктор Гюго был прав:
«Тот, кто никогда не плакал, никогда ничего и не видел».