Раньше говорили, что все болезни от нервов, теперь — от плохого иммунитета. Но если о том, что делать с нервами, никто толком не знает, то как быть с иммунитетом, ясно каждому. Поднимать! И чем выше, тем лучше! Как? Ясное дело, лекарствами!
Рынок иммуностимуляторов огромен. И растёт год от года. Популярность их широка не только среди потребителей, но и среди врачей. Ведь эти лекарства назначают медики практически любой специальности.
Без путаницы
Давайте сначала разберёмся в терминологии. Иммунных препаратов много, но далеко не все из них — стимуляторы иммунитета. Часть из них относится к категории иммуносупрессантов (средств, снижающих иммунитет). Они назначаются при хронических воспалительных и аутоиммунных заболеваниях. Их разрешено выписывать только врачам, имеющим специальные сертификаты, потому что потенциальный риск от лечения ими очень высок.
Дело в том, что выключить лишь один забарахливший участок иммунной системы очень трудно, поэтому, приняв лекарство, можно одновременно вырубить всю иммунную систему, заработав вторичный иммунодефицит.
Вторая категория иммунотропных препаратов — вакцины, а также другие профилактические и лечебные иммунобиологические препараты (анатоксины, фаги, эубиотики). Их рынок широк и у нас, и за рубежом.
И, наконец, третья когорта иммунобиологических препаратов — иммуностимуляторы.
В обход правил
На Западе препаратов, стимулирующих иммунитет, в десятки раз меньше, чем у нас, все они имеют доказательную базу и принимаются только по особым показаниям. У нас же их зарегистрировано более сотни. А если считать разные лекарственные формы — капли, свечи, таблетки, — то более 400.
С тех пор как ряд таких лекарств был выведен из «рецептурки», они лишились рынка детей до трёх лет. Но всё равно их производители не остались внакладе. Ведь каждая вторая лекарственная реклама в нашей стране касается иммуностимуляторов. 100% детей старше трёх лет сегодня получают эти препараты хотя бы раз в жизни, но обычно — больше.
Дело в том, что часть иммуностимулирующих средств пробралась и в государственные стандарты лечения. Хотя это и явное нарушение правил, ведь в стандартах имеют право находиться лишь лекарства с уровнем доказательности А, то есть прошедшие международные многоцентровые исследования, метаанализы, а у иммуностимуляторов такой доказательной базы нет.
Бережёного Бог бережет
Поскольку иммунолог — редкий гость в наших поликлиниках, больные с нарушениями иммунитета, как правило, идут к профильным специалистам, у которых, к сожалению, нормального образования в области клинической иммунологии нет. И хорошо ещё, если те — профессионалы своего дела и не лезут в чужую епархию, назначая всем подряд иммуностимуляторы, которые считают чем-то вроде витаминов. А ведь это совсем не так.
Любой иммуностимулятор работает по принципу имитации ответа организма при попадании в него вирусов и бактерий. Поэтому очень опасна его передозировка или неправильное назначение, которые грозят разбалансировать или даже «выжечь» иммунную систему. Более того, при ряде заболеваний эффективность назначения иммуностимуляторов является сомнительной и кроме полипрагмазии (вреда от одновременного приёма большого количества лекарств) ничего не даёт.
Доказательно говорить о вреде иммуностимуляторов пока невозможно. Ведь у нас нет информации об отдалённых последствиях их приёма. Нет и соответствующих эпидемиологических исследований, не очень совершенна пока система фармаконадзора. Если на Западе врач обязан сообщать обо всех побочных эффектах лекарства, даже если уверен, что они не связаны с приёмом препарата, то у нас эта работа идёт со скрипом.
Есть предположение, что необоснованная стимуляция иммунитета чревата развитием аутоиммунных заболеваний, но, поскольку ни о каких лекарственных трагедиях на данный момент неизвестно, пока это остаётся на уровне домыслов. Тем не менее и безопасность этих препаратов пока не доказана. Поэтому без необходимости лучше их не принимать — бережёного Бог бережёт.
Хочу полечиться
Конечно, ответственность за гиперпопулярность лекарств, служащих повышению иммунитета, лежит не только на плохих врачах и алчных производителях, но и на обычных пациентах. Тяга к самолечению у большинства в крови. Ведь это мы просим докторов и фармацевтов: «Дайте что-нибудь от иммунитета». И нам, конечно, дают. Ведь если не дать, то пациент, того и гляди, обидится, посчитав, что перед ним плохой доктор.
При самолечении риск «побочки» особенно высок. А если у пациента действительно имеется иммунопатология — то ещё выше.
Предполагая это, пациенты перед приёмом лекарств идут сдавать иммунограмму. Иногда на этот анализ их посылает врач. Но проблема в том, что однократно сданная иммунограмма, даже расширенная, при вторичном иммунодефиците может быть неинформативной, так как показатели иммунитета очень лабильные.
Даже небольшой стресс, например, может кардинально изменить всю картину. Поэтому иммунограмму требуется сдавать в несколько заходов, хотя бы в два-три. И потом ею надо уметь пользоваться. А для этого нужен профессиональный иммунолог. Тогда риск гипердиагностики не будет повышен.
Особенно осторожно нужно относиться к приёму иммуностимуляторов детьми. Даже если малыш относится к категории ЧБД (часто болеющих детей), это ещё не значит, что у него есть иммунодефицит и его иммунной системе надо помогать медикаментозно. ЧБД — не диагноз, а группа диспансерного наблюдения.
Большинство детей перерастают свои болячки, когда через несколько лет набирают антигенный фон. Но в некоторых случаях их иммунной системе действительно надо помочь дозреть с помощью иммунных препаратов.
Лишнее или нет?
Некоторые состояния действительно требуют применения иммуностимуляторов. К ним относятся:
- химио- и лучевая супрессивная терапия;
- длительные тяжёлые стрессы;
- рецидивирующие бактериальные инфекции (фурункулёз, гнойные бронхиты, синуситы, которые плохо лечатся антибиотиками);
- повторные инфекции дыхательных путей;
- несколько хирургических операций подряд.
Но в большинстве обычных случаев эти препараты совершенно не нужны и лишь попусту перегружают иммунную систему. А лишнее лекарство — вредное лекарство.
За чем будущее
До недавних пор иммуностимулирующие препараты действительно были чисто российской особенностью. В скором времени ситуация, вероятно, поменяется и на Западе. За последние три года на клинические исследования там было отправлено целых 15 активных веществ, на основе которых будут произведены принципиально новые лекарства.
В ближайшие пять лет ожидается выведение на рынок целого пула принципиально новых и эффективных иммуностимулирующих препаратов. Значительная часть из них будет относиться к терапевтическим моноклональным антителам. Эти лекарства будут использоваться в онкологии для стимулирования иммунитета в целях системного преодоления опухоль-ассоциированной иммунотолерантности. Несмотря на то, что такие препараты обладают побочным эффектом, они очень действенные.
Другая проблема современности — нарастание резистентности к антибиотикам. Пациенты, у которых выработалась устойчивость к антибактериальным препаратам, гибнут сегодня десятками тысяч. Перед фармацевтикой стоит огромная проблема — чем заменить или дополнить традиционное лечение. Надежды сегодня возлагаются именно на иммуностимуляторы.
Наконец, сегодня во всём мире серьёзный провал с противовирусной терапией. Лекарства, прямо воздействующие на вирусы, показывают недостаточную эффективность при целом ряде заболеваний. Поэтому активно разрабатываются препараты, способные стимулировать противовирусный иммунитет.
Не за горами время, когда появятся эффективные иммуностимулирующие лекарства. Но, конечно, они будут назначаться не по тем показаниям, по которым у нас их сегодня принимают. И уж точно не для лечения хронической усталости неясной этиологии или при острой фазе ОРВИ.