Стоит нам с женой полчаса погулять по нашему городу (с почти миллионным населением), как мы обязательно встретим по крайней мере троих друзей моей половины. Люди вроде моей жены умудряются поддерживать невероятное число дружеских связей, в то время как другие довольствуются считанными единицами.Может показаться, что много друзей – это очень хорошо: дружеские отношения определённо делают нас счастливее, и социальная жизнь, согласно исследованиям, имеет более важное значение для продолжительности жизни и удовлетворённости ей, чем режим питания или физические упражнения.
Но существует ли лимит в этих отношениях? Как много друзей человек в действительности может иметь?
Начнём с продолжительности общения. Поболтать с одним-двумя собеседниками может быть в удовольствие, однако дальше — чем больше людей, тем сложнее будет общаться.
Психологи утверждают, что за один раз мы можем осилить общение с пятью собеседниками (чтобы каждый мог высказать свою точку зрения и ответить на вопросы друг друга). Если в компании собирается больше пяти человек, то образуется элементарно слишком большая дистанция между каждой парой собеседников, чтобы люди могли услышать друг друга. Конечно, пять человек – это условное число, которое может меняться в зависимости от уровня фонового шума, в котором происходит «чудо человеческого общения».
Любопытно, но небольшое число собеседников обладает ещё и некой эстетической привлекательностью: в 2014 году исследователи проанализировали самые популярные живописные полотна (как старинные, так и современные) и выяснили, что на более чем половине из них изображены три человека или меньше. Большие группы людей на одном полотне – это редкость.
Приняв во внимание лимит собеседников для комфортного общения, можно примерно вычислить и величину круга друзей, который человек может позволить себе одномоментно.
Наиболее известная работа на эту тему была опубликована в 1993 году. Её автор Робин Данбар наблюдал за животными-приматами и выяснил, что объём гомогенетической коры их головного мозга связан с числом особей в их социальной группе.
Затем Данбар экстраполировал эти результаты на объём человеческой гомогенетической коры и вычислил, что люди могут образовывать группы численностью от 107 до 248 личностей, в среднем это получается 150 человек.
Отношения необходимо поддерживать и питать — социальные связи слабеют без регулярного индивидуального общения.
Сообщества охотников и собирателей насчитывают в среднем 148 человек. Деревни или племена начинают образовываться с небольшой группы из 30-50 человек. Затем несколько деревень или родов объединяются в единый большой клан численностью 250-2500 человек. Согласно выводам Данбара, эти крупные кланы строятся уже не на межличностных отношениях — здесь начинает действовать своего рода групповая идентичность.
Гипотезу Данбара также можно распространить и на другие группы людей. В большинстве профессиональных армий, к примеру, воинскую часть составляют около 150 человек. Так было в Римской империи, так есть и сейчас. Гуттериты (члены протестантской секты) живут колониями примерно по 150 человек. В более многочисленных группах становится сложнее оказывать влияние на членов своего круга, труднее их контролировать.
Другими словами, если в группе больше 150 человек, то просто не хватает времени для поддержания личных связей со всеми.
Однако можно ли считать «число Данбара» актуальным в наше время – в век глобального мира, связанного сетью интернета? Подсчитав численность средней социумной сети, мы обнаружим, что она почти вдвое больше числа Данбара. Антрополог Университета Флориды Рассел Бернард и оксфордский специалист в области социумных сетей Питер Киллворт в результате своих исследований пришли к выводу, что сегодня каждый в среднем регулярно контактирует с 291 человеком. Это число известно как «число Бернарда-Киллворта».
Данбар убеждён, что расхождение между его числом и числом Вернарда-Киллворта отражает зазор между действительно значимыми отношениями и простым знакомством. Различные исследования, связанные с соцсетями, подтверждают это утверждение.
В 2011 году исследователи проанализировали аккаунты 1,7 миллионов пользователей твиттера и выяснили, что число «устойчивых социальных связей» колеблется между 100 и 200, даже у тех людей, которые очень активно пользуются сервисом.
Следовательно, даже в «сетевой жизни» внимание, которое мы можем уделить другим людям, по-прежнему ограничено рамками «числа Данбара».