Если вдруг в праздной беседе поднимется вопрос, а полезна ли физическая активность, мы можем только фыркнуть, поразившись недалекости вопрошающего, и для порядка обратиться к античной философии, процитировав аристотелевское «Движение — это жизнь». Да, упражнения могут в определенном смысле заменить лекарства, снизив риски заболеваний и преждевременной смерти.
Но если на лекарства выписывается рецепт, где оговаривается, как регулярно и в каком количестве его принимать, к физическим упражнениям такого же строгого распоряжения приложено не было. Споры и исследования на эту тему в медицинских кругах привели к золотой середине в 150 минут в неделю, что несколько больше, чем готов тратить среднестатистический житель планеты, но в то же время меньше, чем мы подозревали.
Спустя 14 лет после начала эксперимента было установлено, что полностью пассивная группа оказалась куда более подверженной риску ранней смерти, что, в общем-то, не удивляет. Члены той группы, которые совершали хоть какие-то телодвижения, отличающиеся от будничного минимума, на 20 процентов повысили свои шансы на долгую жизнь. Те же, кто держал себя в строгих рамках программы «150 минут в неделю», увеличили вероятность прожить дольше первой группы на 31 процент. Но дальше, к радостному удивлению ученых, последовал легкий разрыв шаблона: группа, которая ежедневно уделяла тренировкам чуть более часа, что давало в совокупности 450 минут в неделю, сократили возможность своей ранней смерти на 39 процентов. И на этой отметке график результатов вошел в плоскую фазу: время тренировок росло, а шансы на долгую жизнь — уже нет, но ранней смертью увеличение нагрузок тоже не обернулось.
Далее внимание было сосредоточено на приверженцах энергичных видов спорта. У тех, кто треть из своего недельного графика физнагрузок отдавал под командные виды спорта, шансы прожить дольше повысились лишь на 9 процентов, чем у тех, кто тратил на тренировки такое же количество времени, но послушно соблюдал все предписания. Зато те, кто выгонял из себя пот ведрами больше, чем треть из своего тренировочного времени, подняли шансы умереть позже до 13 процентов относительно более спокойных испытуемых. Роста смертности обнаружено не было, даже среди тех, кто с головой ушел в сугубо изнурительные тренировки.