Несколько лет назад Лаура Mайкс вела ежегодный курс, посвященный детским психических расстройствам в Университете Калифорнии, Сан-Диего. Предмет был сложным, поэтому иногда, чтобы поднять настроение, ей приходилось прибегать к ироничным комментариям в процессе обучения. Каково же было ее удивление, когда среди оценок к собственному курсу она обнаружила комментарий «Она не остроумная».
Майкс поняла, что студенты не то чтобы не приветствуют, но даже не замечают остроумие многих ее коллег-женщин. Она не одна такая.
Последний график, сделанный Беном Шмидтом, помощником профессора истории Северо-Восточного университета, анализирует слова, используемые для описания профессоров мужчин и профессоров женщин, опираясь на 14 миллионов отзывов на RateMyProfessor.com. В каждой дисциплине эпитет «остроумный» гораздо чаще встречается в описании профессоров-мужчин, чем профессоров-женщин.
«Я задумалась, возможно, я не смешная? Но люди говорят, что я забавная. Я отлично могу веселиться со своими подругами», — говорит Mайкс.
История Mайкс задела за живое и вызвала знакомое чувство неловкости во мне. Я родом из того типа семьи, который справляется с невзгодами, неустанно высмеивая самодурство. «Остроумная» входит в число трех прилагательных, которыми описывают меня большинство моих подруг. Но я, вероятно, смешу людей где-то раз в два месяца.
С одной стороны, мы живем в золотой век женского комедии. Тина Фей, Лена Данэм, Минди Калинг, Абби Якобсон, Илана Глейзер, и другие, — конечно, далеко не первые женщины, которые получили дикую популярность на телевидении, опираясь на собственное «остроумие». Но они, возможно, были одними из первых, которые получили ее за бесстрашные шутки о собственной вагине. В следующем году Эми Шумер станет первой женщиной-комиком, которая возглавит Мэдисон Сквер Гарден.
С другой стороны, существуют счастливые часы, в течение которого один мужчина ораторствует, чтобы позабавить стайку восхищенных зрителей женского пола. Существует обзор Майкс по итогам года. Существуют мои остроумные веселые подруги, и многие из них постоянно одиноки.
Если мужчины и женщины явно способны быть одинаково смешными, почему юмор неизвестных женщин так часто остается недооцененным?
В 2012 году, Майкс решила проверить, прав ли был ее студент (или, скорее, «я решила перенаправить свой гнев на что-то продуктивное«, — как описала это она).
Самый распространенный способ для ученых измерить «остроумие» — заставить старшекурсников – типичных подопытных кроликов для социальных исследований – поиграть в вариант конкурса субтитров для мультфильмов The New Yorker. Для своего
исследования Майкс попросила 32 студентов придумать подписи для 20 мультфильмов New Yorker. Мужчины были «очень рады заданию», в то время, как женщины взялись за него более неохотно. «Был один женский субьект, который вошел, посмотрел с ужасом и сказал: «Э-э, но я не смешная», — вспоминает она.
После того, как студенты написали шутки, следующая группа участников оценила субтитры. По их мнению, мужские шутки были слегка умнее — на 0,11 пункта выше, по пятибалльной шкале.
Разница была небольшой, но все же Майкс была в ужасе от результатов.
«Я думала: «Забуду это, я больше никогда не буду проводить исследования»,» — сказала она.
Прошлые гендерные исследования на основе мультфильмов New Yorker были неоднозначными. В исследовании 2011 года журнала Intelligence, участники- мужчины также сделали более забавные субтитры, чем участницы-женщины. Но в исследовании годом ранее, мужские и женские субтитры были одинаково смешными.
Исследование Майкс выявило другое интересное различие: мужчины написали некоторые из лучших шуток, но они также чаще использовали ненормативную лексику и юмор сексуального характера, однако эти шутки не были оценены как очень смешные. Если мужчины и вправду более остроумный пол – были ли они регулярно остроумными?
В более позднем эксперименте Майкс раздала мужчинам и женщинам список случайных слов, таких как «вяленая говядина» и «водяная горка», и попросила их написать несколько абзацев, используя эти слова. Без подсказки мужчины написали более смешные сочинения. Женские сочинения оказались более творческими и лучше написаными, но они не были смешными. Тем не менее, самое удивительное произошло, когда Майкс открыто попросила участников постараться быть остроумными в своих сочинениях: оба пола использовали юмор в равной мере.
В шутках, как и в хоккее – вы пропустите 100% подач, которые вы не принимаете.
В 2011 году аналогичное исследование Intelligence показало, что мужчины написали больше субтитров в целом — как смешных, так и не очень. Другими словами, мужчины делали больше попыток пошутить, поэтому им чаще это и удавалось .
«Мужчины готовы идти на больший риск (в юморе), и они также чаще с треском проваливаются. Но для мужчин это того стоит. Если вы потерпели неудачу и шутка не удалась, вы, возможно потеряете пару минут. Но если человек смеется – награда может быть огромной», — полагает Гиль Грингросс, эволюционный психолог из Университета Аберистуита в Уэльсе и автор исследования 2011 года.
Мужчины делают так много попыток пошутить, что те шутки и вправду воспринимаются как более смешные, даже если такими не являются.
После того как студенты, учавствовавшие в исследовании Майкс, закончили с субтитрами, они заполнили анкету, где спрашивалось, насколько смешными кажутся их субтитры другим, а также, кого в целом они считают более остроумными – мужчин или женщин.
Участники-мужчины заявили, что, по шкале от одного до пяти, их субтитры были в среднем в 2,3 раза смешнее. Женщины дали себе 1.5. Даже хуже, 89 процентов
женщин и 94 процентов мужчин ответили, что мужчины, в целом, смешнее женщин.
В следующем эксперименте Mайкс попросила новых участников прочесть субтитры, написанные первой группой и угадать пол автора. И мужчины, и женщины ошибочно приписывали более смешные подписи авторам мужчинам.
«Спонтанно мужчины как-то больше стараются», — сказала она задумчиво. – «И, возможно, со временем они больше хотят быть смешными».
Но почему мужчины так стараются рассмешить людей?
В основном, чтобы что-то получить. Не все поддерживают эволюционную психологию, но те, кто поддерживают, утверждают, что женщины, как правило, избирательнее в выборе своих товарищей, чем мужчины, потому что исторически, материнство было опасной для жизни и всепоглощающей задачей. Если пещерная женщина ошибалась с выбором пещерного мужчины, она рисковала во время изнурительных родов, и тем, что в конечном итоге, ей приходилось растить болезненного ребенка без помощи умелого партнера. Таким образом, избирательность приобретает первостепенное значение. Это обязывает женщин найти партнера, который будет уделять достаточно времени, ресурсов, а также обеспечит хорошие гены своим детям, другими словами, — умного человека.
Смешные люди чаще оказываются умными. В одном из многочисленных исследований New Yorker, студенты, лидировавшие в тестах на интеллект, также были авторами самых смешных субтитров. Юмор «сигнализирует о способности поставить себя на чужое место и понять, что для кого-то будет смешным«, — пояснил Давид Басс, эволюционный психолог. Это, по его словам, требует социального интеллекта, воодушевления или уверенности в себе.
Так как большинство людей не ходят в бары с разгаданными кроссвордами на лбу, мы полагаемся на юмор как посредника интеллекта. В среднем, женщины, как правило, используют свой смех, чтобы заманить потенциальных партнеров, в то время как мужчины используют свои шутки, чтобы привлечь как можно больше женщин.
Я знаю, что вы думаете. «Но я, мужчина, больше всего на свете хочу женщину с хорошим чувством юмора!«
В течение многих десятилетий этот ответ заводил психологов в тупик. Когда мужчин и женщин спрашивают, чего они ожидают от своих долгосрочных партнерах, оба пола отвечали, что хотят кого-то «с хорошим чувством юмора«.
Гендерные различия стали видны только тогда, когда исследовали попросили участников уточнить, что те имели в виду под «чувством юмора».
Женщины хотят мужчин, которые бы шутили; мужчины хотят женщин, которые бы смеялись над их шутками.
В 2006 году психологи Эрик Бресслер и Сигал Балшайн показали 210 студентам колледжа изображения двух одинаково привлекательных представителей противоположного пола. Каждое фото они снабдили смешными либо не очень словами, якобы принадлежавшим этим людям. Участники-женщины заявили, что в качестве бойфренда они отдали бы предпочтение смешному мужчине, даже когда полагали, что смешной мужчина был менее надежен. Мужчин же никоим образом не волновало остроумие женщин.
В следующем исследовании Бресслер и Балшайн снова обнаружили, что при рассмотрении мнимых взаимодействий с людьми противоположного пола, женщины отдавали предпочтение мужчинам, которые могли бы заставить их смеяться.
К похожим выводам пришли и другие исследователи.
«Мужчины предпочитают женщин, которые были бы восприимчивы к их юмору, в то время как женщины предпочитают мужчин, которые бы шутили», — делится выводами Лиана Хон, постдок психологии в университете Миссури.
Хон предоставила участникам своего исследования мнимый бюджет в $5, который бы они «потратили» на черты характера, которые те бы хотели видеть в своих сексуальных партнерах – либо умение шутить, либо способность оценивать шутки. Чем больше они «тратили» на каждый признак, тем больше их партнер воплощал бы эту характеристику. Как оказалось, женщины, потратили бы всего $1,91 на партнера, который бы смеялся над их шутками, в то время, как мужчины потратили бы на почитателей своего таланта $3,03.
Многие мужчины утверждали: «Я хотел бы иметь подругу или жену, которая могла бы меня рассмешить«. Но для мужчин это больше роскошь, чем необходимость», — сказал Грингросс, который рецензировал исследование Хон.
Это предпочтения не только студентов колледжа. Старые исследования частных объявлений в журналах и газетах выявили, что женщины гораздо чаще мужчин искали партнера с хорошим чувством юмора.
Позже, когда исследователи оценили профили на канадской сайте знакомств, они обнаружили, что мужчины чаще пытались произвести впечатление хорошего шутника, в то время как женщины давали понять, что ищут мужчину с хорошим чувством юмора. В исследовании 2007 года, где 200 000 человек из разных стран мира попытались ранжировать свои предпочтительные качества партнеров, чувство юмора для женщин оказалось на первом месте. Среди мужчин же оно оказалось на третьей позиции.
Если мужчины больше стараются быть смешным, женщины делают все возможное, чтобы показать свою признательность, чаще и с большим энтузиазмом смеясь в мужской компании.
Одно исследование выявило, что по количеству смеха женщины, а не мужчины, во время их беседы можно определить, хочет ли пара на сегодняшний день быть вместе.
Невролог Роберт Провайн, однажды подслушал десятки случайных разговоров в общественных местах, и определил 1200 различных эпизодов «смеха». Он пришел к выводу, что женщины смеялись значительно больше мужчин, особенно когда мужчины были рядом.
Однажды мы с парнем провели несколько месяцев в безлюдном месте, пытаясь понять, любим ли мы друг друга. Дело было в том, что однажды он пригласил меня на ужин в модное место, и заказал только шоколадное молоко. Я подумала, что проблема заключалась в существовании другой девушка. Я оказалась неправа: »Я просто не понимаю тебя!», — воскликнул он однажды, когда мы были на прогулке. «Ты красивая, но ты, словно … тупая. Это не имеет никакого значения».
Мужские и женские способы смеяться и шутить настолько отличалось на протяжении долгого времени, что это закрепилось в окостеневших гнетущих социальных нормах. Нарушителей норм наказывают, и часто, это означает, что наказание постигнет и веселых женщин.
В еще одном исследовании 1998 года около 100 студентам показали фотографии людей противоположного пола вместе со стенограммами интервью, якобы проведенных с ними. Для женщин, использование мужчинами чувства юмора в интервью увеличивало их привлекательность. Использование же женщинами чувства юмора, тем временем, не способствовало тому, чтобы мужчины больше хотели с ними встречаться — напротив, делало их менее привлекательными.
Это верно: мужчины находили хорошеньких, но неостроумных женщины более привлекательными, чем таких же хорошеньких, но с чувством юмора.
Вполне возможно, что мужчины равнодушны к остроумию своих партнерш именно потому, что веселые женщины умнее.
Существуют доказательства того, что мужчин меньше привлекают женщин, которые умнее их самих.
В исследовании, которое в минувшем месяце проводило Personality and Social Psychology Bulletin, мужчинам представляли женщин, и уточняли, что они обошли их в тестах на интеллект. Как результат, они оценивали женщину как менее привлекательную и реже говорили, что хотели бы встречаться с ней.
Эти предубеждения имеют негативное воздействие на женщин. Идея, что женщины не должны шутить, ведет к установлению стереотипов – явлению, при котором брошенные кому-то слова о том, что их «группа» плоха в чем-то, мешают самовыражению конкретного человека. Сказали, что их юмор не желателен – вот многие женщины и не затрудняются. Исследование 2001 года, которое анализировало случайные разговоры среди молодежи, показало, что мужчины чаще шутят и более успешны в шутках в смешанных компаниях, женщины же гораздо чаще шутили, когда они был в женских группах.
«Очевидно, что женщины шутят только когда мужчин нет рядом», — приходят к выводу исследователи.
Сара Бенинказа «сертифицированно смешная». Она взошла на сцену интернет-комедии в 2008 году с серией видеоблогов, пародирующих избирательную кампанию Сары Пэйлин, которую Бенинказа изображала с прической-улеем, прямоугольными очками, и характерным «ооокееееяньем». Совсем недавно она представила сольное шоу об агорафобии и написала несколько книг, в том числе комедийной романа DC Trip, который вышел в минувшем месяце. Она так талантлива, что я действительно немного нервничала, когда писала ей e-mail, предлагая интервью об ее отношениях. Я сказала, что если она хочет то может использовать «уничижительные псевдонимы» для своих бывших. Она ответила обнадеживающее:»Хахахаха» Это заставило меня думать, что я тоже являюсь остроумной.
Бенинказа сказал, что, когда была моложе, в подростковом возрасте и около двадцати лет, она сознательно старалась быть мягче, чтобы угодить мужчинам, которых считала романтичными. Она старалась меньше шутить сама и больше смеяться над их шутками. Ее друзья сказали бы, что она вела себя иначе со своими парнями.
«Я пытался притворяться «быть женщиной». Эта псевдо-я всегда была милая, и всегда готова на все, веселая и беззаботная. А реальной мне было много чего сказать. «Я», которуя я создала, не была смелой или искренней. Она была не очень остроумной», — признается Бенинказа.
Ее стратегия свиданий изменилось после того, как она стала комиком.
«Я должен была быть собой, иначе аудитория не воспримет меня», — говорит она.
В настоящее время Бенинказа признает, что работа стала для нее своего рода фильтром людей:
«Чуваки знают, что они получают дерзкую леди, и с большей вероятностью оценят это».
Ее парень также с чувством юмора и он любит ее за колкости. Тем не менее, удручает то, что для многих женщин, которые не являются профессиональными комиками, самой ценной социальной валютой остается красота, или того хуже — «быть милой». В печально известном отрывке «Ярмарки тщеславия» о том, почему женщины не остроумны, Кристофер Хитченс представляет юмор как один из важнейших инструментов мужчины, при помощи которого тот может сломить оборону женщины:
«Если вы можете заставить ее смеяться … ну, тогда, вы, по крайней мере можете заставить ее расслабиться и изменить выражение лица».
Женщины также могут заставить людей смеяться. Не только с целью, которую имел в виду Хитченс, но и для того, чтобы завести новых друзей или помочь старым почувствовать себя лучше. Чтобы произвести впечатление на босса или родителей парня. Чтобы поддержать, черт возьми!. Если остроумие — это орудие власти, женщины также заслуживают доступа к нему.
Признаем существование предрассудков о том, что мужская юмор приветствуется в ущерб женскому — что мы можем с этим поделать?
Басс ставит под сомнение, что можно формровать человеческое желание можно формовать. По его мнению, ни ученые, ни даже сдвиг в общественных нравах не смогут заставить мужчин искать остроумных женщин вместо милых.
Уродливые и устаревшие укоренившиеся убеждения, такие, как расизм, сохраняются, даже когда люди отмежевываются от них. Мужское желание быть королем комедии отношений, тем временем, даже не осуждается.
Хон из Университета Миссури настроена более оптимистично. Если человечество решит, что природное женское шутовство должны свободно проявляться, мужчины должны начать приглашать на свидания женщин поостроумнее. И женщины смогут разорвать отношения с мужчинами, которые не смеются над их шутками.
«Просто потому, что эта характеристика служила адаптивный цели, не означает, что мы должны принимать ее», — сказала она, — «Мне нравится думать, что есть надежда для всех смешных, одиноких дам».